В былые времена я очень хотел покататься по местам боев Кавказского фронта в годы ПМВ, Трабзон, Хопу и Ризе посетил, а до Эрзерума, Карса и Эрзинджана не доехал и до Ани тоже. Нашел интересный материал - рекомендую к ознакомлению, сам ЖЖ тоже, особенно про Ани и по Ирландии материалы.
Оригинал взят у leesider в Эрзурум сегодня и про беспощадного русского генерала

Приехав на автобусе из Карса, мы сперва заехали в гостиницу закинуть вещи. Гостиница называлась банально - "Караван-сарай", недорогая и без восточных изысков, но важнейшие сущности в виде чистоты и горячей воды были в наличии, как и вид с балона, совершенно турецкий городской. Ок, идём гулять.

Одна из многочисленных мечетей, а ранее, возможно, армянская христианская церковь. Ещё в XIX веке в городе проживало несколько десятков тысяч армян, но к 1919 году все они были убиты либо изгнаны. В настоящее время Эрзурум является одним из центров исламизма в Турции, где тщательно стирается армянское прошлое.

Поднимаемся по улочке, ведущей к старой части города. Туда, где крепость.

Локальное аутентичное кафе-столовая. Между прочим, в этой части страны у меня не вышло свести дружбу с турецкой кухней. А объяснение этому недоразумению простое - мне очень не нравится специфический запах баранины, мясо это непростое и требует некоторых усилий в процессе приготовления. Как было замечено, такими сложностями здесь не заморачиваются, поэтому значительная часть заведений общепита имеет своебразное устойчивое амбре, лично меня отталкивающее. Это не жалоба само собой, а лишь личные наблюдения.

Старый город местами выглядит мрачновато.

Подходим к крепости, цитадель в Эрзуруме немолодая, но пристроенный минарет относительно свежий. Наверху обзорная площадка, позже туда поднялись.

Вид на крепость с иной стороны.

В Эрзуруме происходит масштабнейшая работа по облагораживанию старого города. Некоторые дома оставляют в живых и реконструируют, но большинство идёт под снос, освобождая место для скверов, игорвых площадок, лавочек и прочих комфортных современностей.

Идём в крепость.

Плата за вход очень символическая (5 лир), а крепость в целом малонтересная и небольшая, Карсская цитадель впечатляет больше в этом отношении. И минарет оказался по совместительству часовой башней. Без часов в этот раз - демонтировали на починку.

По узкой винтовой лестнице поднялись на верхную площадку.

Не очень повезло с погодой, было достаточно пасмурно. Эрзурум окружён горами, зимой здесь снежно и морозно.

Хорошо видно, как безжалосто снесли старые кварталы.

Вокруг груды строительного мусора. Не самый гламурный вид.

Улица с потешным названием Ebu Ishak (это имя султана, правившего когда-то в этих краях), а в перспективе виднеется необычное медресе с двумя минаретами-близнецами.

Эрзурумский колорит.

Три сельджукских мавзолея-могильника.

Оригинальный питьевой фонтан с иранскими мотивами.

Неплохо сохранившийся старый дом и почти вишнёвая "девятка".

Вскоре попалась ещё древняя усыпальница.

Гражданам предоставляется визуальная информация о концепции будущих общественных зон отдыха у крепости.

А в самом центре очень красиво и благоустроено. Несколько лет назад здесь извели весь восточный колорит с кривыми улочками и старыми домами.

Обращает на себя внимание следующий момент - очень много женщин в платках. В этом регионе сильны традиционные особенности востока и явно нет той открытости и более вольного поведения, что в Стамбуле.

Сейчас я непременно должен выразить благодарность одному известному путешественнику и первооткрывателю немыслимого количества интересных мест. Я сейчас о
Увлекательный сказ о том, как русская армия под предводительством генерала Юденича турецких детей и мирных жителей убивала.

Хотя как известно против Кавказской армии Юденича сражалась 3-я армия Османской империи, но получилось это у неё крайне неудачно. Эрзурумское сражение зимой 1916 года было полностью провалено, а турки, ввиду серьёзных недочётов своего командования, потеряли 60 тысяч солдат.

В память о пребывании русских войск в Эрзуруме потомки османов решили создать патриотическоe, но не совсем правдивое панно. Всадник, очень напоминающий русского генерала, лично насаживает младенца на саблю, а его боевые соратники присоединяются к вакханалии.

Без Ататюрка такая махровая пропагандистская художественная история была бы неполной. Хотя сам лично Мустафа Кемаль к Эрзуруму никакого отношения не имел, а принимал участвие в боевых действиях против британских войск в Палестине.

Заключительная часть мозаики посвящена установившемуся миру на турецкой земле, без русских и армян. Люди веселятся, поют и танцуют.
