?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry


На Ленте свежак от Андрея Ланькова появился
Начальство во всех небогатых странах имеет свойство жить значительно лучше подчиненных. Если взять XX век, то логично, что в любой бедноватой стране - Российской Империи, Гаити, Колумбии, Кубе, КНДР, социалистической Монголии или Румынии начальники , будучи даже выходцами из народа, все-таки старались обеспечить для себя служебный автомобиль, телефон , путевку на отдых и т.д.
Объясню на примере автомобилей. В годы "Холодной войны" далеко не каждая страна имела свой автопром и , тем более, представительский. Таким образом, если автомобиль импортный, то логично, что это какой-то очень редкий товар "не для всех". Были исключения вроде Швейцарии или Люксембурга, но нас-то другие страны интересуют.


Первая страна, которая посадила почти каждую семью в личный авто - США в 1920-ые. В 1950-ые настала очередь Франции, Великобритании, ФРГ и , вероятно, Швеции и еще пары европейских зажиточных вроде Бельгии или Австрии. В Азии лидером стала Япония.

Если мы возьем планету эдак 1975 года, то ясно, что своего легкового автопрома не было во многих странах. В этом смысле Гаити, Сальвадор, Сомали, Гондурас похожи на Социалистическую Албанию, КНДР, Монголию, Демократическую Кампучию, Бирму , Мадагаскар, НДРЙ и Лаос. Одни строили капитализм, другие социализм в разных версиях. Начальство было и там и там.

В соцстранах, как правило, существовала монополия внешней торговли, в капстранах, скорее всего нет. Мне вот самому интересно - были ли на Гаити при Дювалье и в Никарагуа при Сомоса монополия внешней торговли? Кто владеет знанием таких тонкостей - поделитесь!

Тут собака зарыта в том, что в социалистических странах власть имела привычку ограничивать свои "хотелки".
За примерами далеко ходить не надо. Сравните СССР и РФ (Украину, Азербайстан и т.д. ) или Лон Нола и Пол Пота. Первый тупо свалил из страны, бросив ее, спасая шкуру, второй в 1979 ушел партизанить и продержался 20 лет.

Аналогично Кастро , Ортега и элиты социалистических Кубы и Никарагуа (я про 1980-ые) с одной стороны и всякие персонажи вроде Сомоса , Мобуту , Дювалье с другой. Элита капстран явно не склонна ограничивать свои хотелки. Я не про Швейцарию или страны Скандинавии, где уровень жизни обычного человека достаточно высокий по мировым меркам, а про страны победнее.

Помнится, в справочнике ЦРУ за середину 1980-ых я нашел данные по ВВП на душу в Албании и КНДР, цифры похожие - отставание от СССР где-то в 6 раз. Если посмотреть кое-какие фото и видеоматериалы тех лет, то заметно, что уровень жизни в них был похожий. Приметы такие:
1. Автомобилей на улицах практически нет. Мотоциклов мало (в Албании 1980-ых попадаются, в КНДР тех лет они, похоже, только у людей  погонах).
2. Такие предметы быта как горячая вода 24 часа в сутки, телефон, хорошая мебель, стиральная или швейная машинка , фотоаппарат - редкость. Не потому что социализм плохой, производства нет (или мало), а купить не так-то просто, учитывая ограниченность финансов. По КНДР спрашивайте у Ланькова, по Албании есть данные за 1990 по телефонам - 1,5 штуки на 100 человек.
3. Телевизор и радио есть почти у всех. Например, по Социалистической Албании мне попадались данные за 1990 = 350 тыс. телевизоров,  1 на 9 человек, семьи там были больше, видимо, больше 1 на семью (в деревне сразу 3 поколения?) не давали.

Почему на материал Ланькова внимание обратил?

С албанистами в Росси и окрестностях ситуация еще хуже, чем с корееведами. Последних хотя бы штуки три реально найти в ЖЖ, а хотя бы один ученый вроде Ланькова или Асмолова по Албании есть? Я себя  к таковым не могу отнести, иногда публикую, что получилось найти своими силами на просторах интернета. Например, документальный фильм о поезде албанской делегации в КНДР в 1974.

Читаем текст, обмозговываем и делаем некоторые выводы об уровне жизни  в бедноватых соцстранах тех лет. Подозреваю, что примерно тоже самое наблюдалось в Албании и Вьетнаме.


В СССР, разумеется, было получше, но у нас в те годы уровень жизни населения был намного выше КНДР. Учтите, что они по сути с нуля стартовали в 1953.

В купе во времена позднего СССР ездили и обычные люди, но с билетами было хреново.
Самолетами летали из Тюмени и Свердловска в Ригу, Тбилиси, Душанбе, к Черному морю. Куда душе угодно в пределах страны, кроме погранзоны.
С заграничными поездками, похоже, тоже было получше, чем в КНДР.  У мамы (неплохой провинциальный город Тюмень, облцентр) аж штук почти 10 знакомых бывали в разных странах. По 1 - Алжир, Финляндия , ЧССР и Венгрия, пара - ГДР \ ГСВГ, пара в Болгарии. Монголию и Афган не считаем.

В КНДР автомобилей в личном пользовании в те времена не наблюдалось. а сколько там всего было легковушек?
Где-то 20 тыс. на 20 млн жителей к концу 1980-ых?
В РСФСР = 50 машин на 1000 жителей к 1990 (против 2 в КНР, по Кубе , Польше и Румынии самому интересно данные найти).

Холодильник в СССР 1980-ых предметом роскоши точно не было. В 1950-ые, возможно, да.

Помните разбитый Феррари и рекорд по продаже Ролс-Ройс в России?
В соцстранах такое вряд ли возможно, монополия внешней торговли и ограничения на обмен валюты мешают , а стоит запустить капитализм как дурной голове хочется дорогих игрушек, в ГАЗ-3102 нежной попе становится тесновато.
Как там с разбитыми Феррари на Кубе ? Скорее всего, никак. Не дает Фидель  тратить народные деньги на дорогие игрушки, подозреваю, что именно это главная причина ненависти к нему у некоторых.


Posts from This Journal by “КНДР” Tag

Profile

glebwiktorow
glebwiktorow

Latest Month

August 2017
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Michael Rose